Населённый пункт Покровский Урустамак в дни восстания Емельяна Пугачёва уже существовал

Населённый пункт Покровский Урустамак в дни восстания Емельяна Пугачёва уже существовал. Об этом говорят архивные данные: бывший учитель школы Е.В. Самсонов собственноручно в архиве г. Уфы нашёл протокол допроса взятых в плен бойцов Пугачёва.

Среди арестованных зафиксированы имена нескольких мужиков, ибо их не было и в тех краях, откуда он прибыл, а речь наших урустамаковцев ближе к речи южных удмуртов. Жители Урустамака принадлежали самому царю, ему и платили подушную подать. Подать платили только мужчины, именно только мужчин обеспечивали земельным наделом (женщина самой церковью и феодалами за человека не принималась). Каждый мужчина получал свой надел. Урустамаковцы этот участок называли, видимо, «ним». Один «ним» - это 20-25 десятин земли. Хорошая почва 20 десятин, плохая 24-25 десятин.

Урустамак владел довольно приличной посевной площадью: на востоке – рядом с Репьёвкой, на западе – за околицей Алексеевки, на юго-западе – у Поповки, на юге – у Николашкино. Поэтому в Урустамаке хлеб всегда был в избытке. Многие имели сезонных работников. Например, до коллективизации у Борисова Ивана Фёдоровича было пятеро сыновей, сам шестой – значит, не менее 120 десятин посевной земли, кроме того, ещё были луга, где косили сено, лесной участок, где заготавливали лесоматериал, дрова. Он, конечно, имел сезонных работников.

Батраками нанимались мужчины из соседних татарских сёл: особенно много из Тураево, Абдулово ( Башкирия), приходили и из Исергапово. Вот почему старое поколение прекрасно владело татарским языком. Урустамаковцев включили в число безлошадных казаков (пешие казаки). По рекрутскому набору мало урустамаковцев попадали в армию – из 1000 человек брали 1-5 солдат, а в селе такого количества жителей не было. С введением всеобщей воинской повинности уже солдат из села стало больше. Например, в 1-ой мировой войне служило более 11-12 мужиков из села. Некоторые из них проявили настоящий героизм, за что и получили высокие награды. Например, две георгиевские медали заслужил Безенов Сергей Семёнович, старое поколение его звало «Семон Сергей». Интересна военная судьба этого человека: с 1-ой мировой вернулся невредимым, с Колчаком героически сражался, был пулемётчиком – живой пришёл. Участвовал в Великой Отечественной – здесь не повезло – был тяжело ранен – лишился одной ноги, одного глаза, но живой, да ещё с орденом – Отечественной войны 1-ой степени.

А Бибарисов Евсей Варламович с 1-ой мировой вернулся с четырьмя Георгиевскими медалями. В гражданскую воевал с Колчаком, успел и Деникина прогнать. В Великой Отечественной войне уже не участвовал по возрасту, работал бригадиром.

А другой солдат из Урустамака попал в плен к австрийцам. В плену провёл несколько лет, вернулся живой, в немецкой одежде, первое время говорил даже на немецком языке. Это был Алатырев Фёдор.

Первую русскую революцию урустамаковцы не заметили, не узнали, даже не почувствовали. Революция им была не нужна. Земля есть, поп рядом, школа, хотя и одногодичная, действует, правда, своего магазина до 1928 года не было. Накануне второй революции маленький магазинчик, всё-таки появился. Построил его один приезжий.

Деревней управлял сход всех жителей села. Для постоянной работы избирали старосту. Ему помогали выборные десятники (на общественных началах) и урядник. Долгие годы урядником был Кузнецов Макар (старое поколение называло его «Урядник Макар»).

Столыпинская реформа прошла очень активно. Именно тогда появились многочисленные посёлки: верхний и нижний Ямашево, Покровский, Ваё-Шур, Гордеевка. На земле Урустамака поселились и выходцы из села Исергапово. Говорят, что землемер попросил взятку, а богатый Урустамак не нашёл указанную им сумму, вот и отдал он земли выходцам из Исергапово. Так появился посёлок Шараево.

Население не стремилось развивать ремёсла – видимо не оставалось времени, поэтому урустамаковцы покупали деревянную посуду, инструменты у мастеров из деревни Тураево (Башкирия). Глиняную посуду делали в Бакалах. Но кузнецы и мельники были свои. Отличными кузнецами были Бахтияров Сергей (бай Сергей), братья Алатыревы Ефрем и Ермолай. Мельниками работали братья Самсоновы (Василий – отец Е.В. Самсонова), Егор и Алексей. Говорят на маленькой речке Урустамака стояли четыре водяные мельницы. Последняя мельница работала до 1961 года до электрификации села.

Первым просветителем села стал Алпутов Кирилл Сидорович. В своём амбаре в 1889г. он открыл первую школу. Первым из Урустамака высшее образование получил Алатырев Василий Иванович (старое поколение звало его «Банда Васёк», т.к. отца звали «Банда Иван»). Василий Иванович стал крупным языковедом, автором многих учебников по русскому языку для детей удмуртского народа.

В царское время никто из жителей Урустамака офицерского звания не получил. Первые офицеры появились в годы Великой Отечественной войны. Ими были Бахтияров Иван Алексеевич – старший лейтенант, Горбунов Борис, Пронин Иван Александрович, Сидоров Матвей Михайлович, Борисов Виктор Антонович – один из первых майоров. В мирное время майорами стали: Сидоров Николай Антонович, Чернов Борис Иванович, Безенов Виталий Максимович, а Можгов Анатолий Григорьевич дослужился до звания полковника, кандидата военных наук.

Гражданская война не задела село. Только отдельные снаряды падали, когда с горы Урустамака красные стреляли из пушек по горе деревни Абдулово (Башкирия). Сражений не было, но проходили белые и красные: старое поколение вспоминало, что белые грабили более бессердечнее, чем красные. Старожилка села Бахтиярова Агафья (в народе «Гордиваниха») рассказывала, что в молодости чаем угощала самого Чапаева, но это больше похоже на вымысел. Чапаев прошёл выше Урустамака по линии Кандыз – Кулбаево и дальше на Белебей. Особых потерь от гражданской войны жители деревни не понесли за исключением гибели первого учителя села Алпутова Кирилла Сидоровича.

После гражданской войны в районе, как смерч, прошло «вилочное восстание». В начале 20-ых годов в Урустамаке стали происходить некоторые преобразования. Так была открыта изба-читальня (старое название библиотеки). Много усилий для её открытия приложил Балашов Фёдор Тимофеевич (один из первых комсомольцев села). Появился фельдшерский пункт. Первым фельдшером был Афанасьев Андриан Дмитриевич. Он же несколько лет работал учителем в школе, даже вёл немецкий язык. Один из его сыновей – Алексей стал известным поэтом Чувашии.

После гибели Кирилла Сидоровича некоторое время в селе не было школы. Ближе к 30-ым годам появилась настоящая школа. В 1934г. она была преобразована в семилетку. В марте 1929г. бедняки села собрались на необычное собрание. После долгих споров решили организовать свою артель «Эш». В числе её организаторов были Безенов Сергей, Сидоров Кондрат, Зотов Степан, Кузнецов Владимир, Алатырев Николай, Кузнецов Степан. В начале своей новой жизни не имели они железных плугов, а только около 10-12 сох, столько же деревянных борон и 8 лошадей, но было у этих людей большое желание изменить свою жизнь в лучшую сторону. До начала 50-ых г.г. на территории Урустамакского сельсовета, кроме колхоза «Эш», были ещё артели «Вперёд» (Бакалы), «Аккурман» (Шараево).

В конце 50-ых г.г.все эти артели объединились в одно хозяйство, после 21 съезда КПСС ему присвоили название колхоз «имени XXI съезда КПСС».

До войны колхоз имел 6 бригад. Многие годы бригадирами работали: Бибарисов Евсей Варламович, Бахтияров Александр, Бахтияров Пётр Петрович, Бахтияров Яков, Пронин Пётр Дмитриевич, Бахтияров Алексей Фёдорович, Лукьянов Иван Иванович, Егоров Михаил Ильич и многие другие. Животноводческая ферма находилась в так называемом «Малиновом хозяйстве». После войны появилась своя лесопилка. Там многие годы работал Пронин Семён Григорьевич. Пилораму приводили в движение с помощью трактора «Фордзон».

Правление колхоза было в доме Борисова Ивана Фёдоровича, в 1930 году раскулаченного за то, что имел сезонных батраков. В период коллективизации помещение сельской церкви передали под клуб. Здание деревянное, оно стояло на месте нынешнего магазина. Клуб жил полноценной жизнью. Молодёжь охотно ставила спектакли, танцевала, играла. Танцы шли под музыку струнного оркестра, а девчата в свою очередь исполняли озорные частушки.

А тем временем жизнь шла своим чередом: мужики работали в колхозе, служили в армии. Вначале 30-ых г.г.произошло примечательное событие: один из наших солдат, а именно Борисов Прокопий Павлович за хорошую службу получил премию – часы из рук легендарного героя гражданской войны И.О. Якира.

А в 1938 году произошло настоящее чудо. Ваёшурский парень проявил героизм в сражениях с японцами у озера Хасан. Это был Алпутов Василий Константинович. Его подвиг был отмечен высоким орденом «Красной Звезды». Это был первый в Урустамаке боевой орден. Василия Алпутова приветствовал весь район.

38-39-ые года были высокоурожайными, поэтому население усердно и весело работало. Накануне войны колхоз имел свою легковую. Первыми шофёрами колхоза были Бахтияров Василий, Чернов Владимир Иванович – между прочим, всю войну прошёл шофёром, под ним сгорело несколько машин, а он не был даже ранен. Его ратные дела отмечены медалями и орденом «Красной Звезды».

Накануне войны пахота, сев, молотьба зерновых в основном стали проводиться механизированным способом. В районе были организованы МТС – при Поповке и в Бавлах. Появились свои трактористы. Первыми были Жирнов Михаил Арсентьевич, Лукьянов Михаил Фёдорович, Корольков Ефим Кондратьевич, Сидоров Григорий Павлович, Корольков Михаил Иванович, Борисов Сергей Прокопьевич, Тараканов Пётр Васильевич.

Перед войной в Урустамаке работала школа-семилетка и начальные школы: в Шараево –учительница Мутавагиза, в Родниковке – Можгов Антон Дмитриевич, в Бакалах –Устич. С началом войны все мужчины ушли на фронт. Директором школы была назначена Романова Любовь Павловна. Ей пришлось руководить школой в самое трудное военное время. Смертью храбрых погибли учителя Терентьев Василий, Алпутов Василий Константинович, Пронин Иван Николаевич. Орденоносцами приехали Макаров Григорий Сергеевич, Сидоров Матвей Михайлович, Борисов Виктор Антонович, Алатырев Семён Ермолаевич.

Колхозом в годы войны руководил Жирнов Григорий Фёдорович, внёсший в дни войны 100тыс. рублей в фонд победы. Бригадирами были престарелые мужчины Бахтияров Александр, Бибарисов Евсей Варламович, из женщин Тараканова Клавдия Романовна. Вновь вся работа проводилась вручную, на лошадях, а после войны и на быках. Дело дошло до того, что из-за нехватки лошадей приходилось колхозное поле копать лопатой. Работали весело, никто не ныл, не жаловался. На работу ехали с песнями и с работы также. Во время обеденного перерыва даже взрослые женщины веселились, многие за весь день только и ели то, что варили в бригаде на обед. А варили суп без мяса, масла, картошки – из одной ржаной муки; иногда в колхозе конопля давала хороший урожай, тогда в общий котёл клали несколько ложек конопляного масла (а выдавливали его в деревне Кит-Озеро, где был пресс). С созреванием нового урожая начинали выпекать хлеб – это был настоящий праздник, особенно для детворы. Если от общего котла оставалась мука, то её ложками делили между собой. Если на семью приходился стакан муки, это было уже счастьем.

Колхозника выручала крохотная приусадебная земля. Счастье если есть корова. Жизнь колхозника стала налаживаться в конце 50-ых начале 60-ых годов. Колхозы стали владельцами сельхозтехники, а с 1961г. стали применять электричество.