БАВЛИНСКИЕ УДМУРТЫ

В Бавлинском районе Республики Татарстан проживает очень своеобразная группа удмуртского народа. В научной литературе они именуются бавлинскими удмуртами.

Живут удмурты в таких населенных пунктах района, как Покрово-Урустамак (удмуртское название - Урсыгурт), Ваешур, Покровский, Николашкино (Утор), Измайлово (Пыкет), Уд.Ташлы. В с.Потапово-Тумбарла удмурты живут вместе с чувашами.По своим языковым и этнографическим особенностям к бавлинским удмуртам очень близки также жители д.Купченеево Ермекеевского района Башкортостана.

В большинстве своем удмурты исповедуют православную веру. Но вместе с тем они до сих пор не забыли и древние традиционно удмуртские обычаи и обряды. В таких деревнях как Измайлово и Уд.Ташлы половина жителей не приняла крещение, сохранив, таким образом, верность религии своих предков.

История и этнография бавлинских удмуртов привлекали меня уже давно. Являясь этнографом, старшим научным сотрудником Центра этнологических исследований Уфимского научного центра Российской Академии наук, я каждый год летом выезжаю в экспедиции. На этот раз я решил посетить удмуртов Бавлинского района. Знакомство с ними начал в селе Покрово-Урустамак. Остановился на квартире у директора местной школы Федора Ивановича Чернова.

Его семья радушно приняла меня, здесь же я и познал гостеприимство бавлинских удмуртов. В этот же день познакомился с очень самобытным человеком - Михаилом Егоровичем Прониным. Он руководит школьным краеведческим музеем, в прошлом был директором школы. Михаил Егорович провел экскурсию по музею, кратко ознакомил с историей села и школы.

Школа в Покрово-Урустамаке была открыта еще в 1889 г., числилась она как церковно-приходская. В ее открытии большая заслуга принадлежит зажиточному крестьянину села Кириллу Сергеевичу Алпутову. С 1921 года в селе уже функционировала четырехлетняя начальная школа, с 1930-го - семилетка, а с 1960-го начала работать средняя школа. Школа гордится своими знаменитыми выпускниками, в числе которых кандидат филологических наук, почетный академик Академии наук Финляндии Василий Иванович Алатырев, доктор филологических наук Иван Васильевич Тараканов, писатель Евгений Васильевич Самсонов и другие. В школьном музее, благодаря стараниям Михаила Егоровича, собрано много старинных предметов, наглядно демонстрирующих жизнь народа в конце 19 - начале 20 века. Наибольший интерес представляет коллекция старинной домотканой одежды. Среди музейных предметов имеются и уникальные вещи, например, струнный музыкальный инструмент бадзым крезь ("большие гусли"), который был изготовлен еще перед Великой Отечественной войной жителем села Степаном Черновым.

Теперь вкратце об истории и этнографии бавлинских удмуртов. Деревня Урусс-Тамак известна по архивным источникам с 1747 года, когда она была отмечена в переписных документах второй народной ревизии. Судя по архивным документам, первопоселенцами стали удмурты деревень Сиръязы и Киби Арской дороги Казанского уезда. Еще в 1640 году некоторые жители этих деревень арендовали землю у башкир Кыр-Иланской и Байлярской волостей по реке Ик. В дальнейшем эта земля перешла в их собственность посредством покупки. Об этом красноречиво говорят архивные документы: "Наперед сего предки наши вотяки Пиляк(?) Пиктин с товарищи а по них наследники Чурачка Пиляков и Балтайка Гайдюшев, жительствующие Казанскова уезда Арские дороги в деревнях Сиръезе и Киби сняли вотчинную землю состоящую от показанных деревень в Уфимском уезде за Камою рекою по Ику реке по обе стороны и по другим урочищам в 148-м (1640-м) году из бортных ухожаев и прочих угодий показанные предки наши оброчные и пошлинные деньги платили"; "приобрели покупкою от башкир Кир-Иланской и Байлярской волостей землю, на которой и поселились двумя деревнями названными одна Васильевский Урустамак тож, а другая Покровский Урустамак тож". В 1762 году жителям данных деревень специальным указом Уфимской провинциальной канцелярии было дозволено "жительство иметь" на принадлежащей им земле.

По преданиям, первопоселенцем в этих краях был человек по имени Николай (Зок Миколай). Ему будто бы за хорошую службу царю выделили здесь землю. Очевидно, в народной памяти сохранились сведения об историческом лице - майоре Николае Максетове, о котором известно из архивных документов. В одном из них говорится, что на купленной им у башкир земле выходцами из д.Покчи Можги Арской дороги была основана д.Белебей-Тамак (возможно под этим названием скрывается нынешнее село Николашкино).

Как уже отмечали, большинство бавлинских удмуртов являются крещеными. Скорее всего, они приняли крещение уже здесь, на новом месте жительства. Об этом свидетельствует, в частности то, что удмурты, взявшие землю в аренду, еще не имели христианских имен. Как видно из вышеприведенной цитаты, они носили языческие удмуртские имена Пиляк Пиктин, Чурачка Пиляков и Балтайка Гайдюшев. И даже еще в 1762 году местные удмурты не отказались полностью от своих старых имен, хотя уже имели и новые христианские имена. Это, скорее всего, свидетельствует о недавнем их крещении. В документах народной ревизии 1762г. читаем, например, следующее: "Матвей Петров по воцки Бибарис Биметев, у него жена Дарья Иванова по воцки Байделет Акматева" и далее Никита Семенов - Сапар Именкулов, его жена Дарья Семенова - Чечай Дункина; Василий Ерофеев - Илкей Именкулов, его жена Алена Микифорова - Адилей Усеева и т.д. Кстати, необходимо отметить, что некрещеные удмурты деревень Уд.Ташлы и Измайлово до сих пор сохранили старинные удмуртские имена.

После принятия жителями Урустамака православной веры в деревне была первоначально построена часовня, позднее - церковь. Она была освящена в честь праздника Покрова Божьей Матери. По церкви назвали и населенный пункт, отныне уже село - Покровский Урустамак. Хотя жители Покровского Урустамака и удмурты других деревень перешли в православие, но все же они не отказались и от обычаев своих предков. Можно даже сказать, что православие приняли они лишь формально, сердцем сохраняя верность своей вере. В селе имелось несколько родовых куала - святилища, где совершали обряды при родовых и семейных праздниках. По словам старожилов, здесь жили представители родов Можга, Кибъя, Пурга. Каждый род имел свою куалу. Некоторые имели и семейные малые куала (покчи куала), которые строили во дворах. Эти святилища представляли собой бревенчатые постройки без потолка и окон, с земляным полом. Посредине устраивали открытый каменный очаг, который зажигали во время жертвоприношений. Жители Урустамака проводили также крупные общесельские моления-жертвоприношения, такие как Ош восян ("жертвование быка"), Луд вось ("жертвоприношение за пределами села у родника Лудошмес"). На Ош восян жертвовали богу Инмару быка. Для его покупки собирали у сельчан деньги. По окончании моления проводили Сабантуй с играми и соревнованиями.

Луд вось проводили на месте, которое называется "Луд ошмес" ("полевой родник"), на вершине горы. Но, к сожалению, старожилы очень мало могут сказать об этом молении, т.к. уже во время их детства его не проводили. Необходимо отметить, что Луд вось был посвящен злому божеству Луд/Керемет, который мог в случае непочтительного отношения к нему наслать болезни. Поэтому его и старались задобрить, принося жертвы. На Луд вось ходили обычно только мужчины, в обычные дни место этого моления было табуированным, т.е. его было запрещено посещать.

Раз в три года бавлинские удмурты совершали Дэмен вось (Совместное Моление). Место его проведения находится между деревнями Николашкино и Измайлово. Собирались сюда со всех окрестных удмуртских деревень, крещеные и некрещеные. Первые при молении осеняли себя крестным знамением, вторые - этого не делали. Моление продолжалось три дня - с пятницы по воскресенье. Жертвовали быков, коров, овец и гусей. Руководил всеми обрядами вось кузё ("хозяин моления"), которого специально избирали из среды знатоков традиций. Жители д.Измайлово также проводили свой Ош восян, который они еще называли ювыл восян, т.е. "моление хлебного поля", луд вось. Крещеные и некрещеные молились совместно.

Но, несмотря на это, своих умерших они хоронили на разных кладбищах. В окрестностях деревни два кладбища - православное и языческое удмуртское. На первом в изголовьях стоят православные кресты, на втором - плиты из песчаника. Различны у них и поминальные обряды. Крещеные удмурты поминальную пищу ставят на край стола и при этом зажигают свечу, некрещеные - ставят на предпечье. Как уже отмечали выше, некрещеные бавлинские удмурты до сих пор сохранили свои старинные имена. Вот они (записаны на кладбище): мужские - Эшберды, Бектуган, Байтерик, Баязит, Ишок, Бикмат, Бикбай, Микей, Ишбулда, Тукбай, Туктагул, Мадияр и др., женские - Яныш, Агзян, Тамбике, Сарби, Демыш и др.

Очень своеоб-разны у бавлинских удмуртов одежда и украшения. У мужчин она не отличалась от одежды соседних народов. Но бавлинскую удмуртку невозможно было спутать с представительницами других народов. Причем одежда девушек, невест и пожилых женщин разительно отличались друг от друга. Носили рубахи (дэрем) из пестрядинной домотканины в клетку, поверх нее - дьелан из черного сатина или домотканины на подкладе. В качестве праздничной одежды носили шортдэрем - кафтаны из белого холста с вышивкой по подолу и горд зыбын - кафтаны из красного в черную полоску сукна. На лоб девушки повязывали тятяк с бахромой, поверх нее надевали платок, завязав в виде банта, замужние женщины надевали на голову айшон, каркасный головной убор из бересты, покрытый специальным вышитым платком - айшон кышет; пожилые женщины - чалму в виде чепчика с двумя пришитыми сзади прямоугольными кусками холста. В качестве украшений служили чыртыкерттэт - подвеска из монет, через плечо перекидывали перевязь, украшенную серебряными монетами. Подпоясывались широкими поясами из полосатой домотканины - путо.

Вот такими предстали мне бавлинские удмурты. Хотя они и проживают в значительном отдалении от других удмуртов, все же они сумели сохранить свои традиции и язык. Думается, что и в будущем удмурты Бавлинского района Татарстана, живя в мире и согласии с татарами, русскими, чувашами и представителями других народов, сохранят свою самобытность.

P.САДИКОВ, кандидат исторических наук, г.Уфа.
Источник: Слава труду  2007-01-19 16:34:42
Ссылка: http://www.tatmedia.com/rus/news/show/103108/print